Сайт о путешествиях команды радиолюбителей по арктическому побережью и островам, открытым в разное время, разными путешественниками. Мы рассказываем о своем опыте подготовки радиолюбительских экспедиций­­­­, о людях, с которыми встречаемся, о любительской КВ и УКВ аппаратуре, снаряжении, транспорте, на котором двигаемся и полезных мелочах, сопровождающих наше хобби.

­­

Дневник экспедиции RI0Q 2021 на остров большой бегичев

5 марта. Вышли из посёлка Газ-Сале рано утром. Взяли курс на Дудинку. Около 70 км проскочили по зимнику очень быстро. Потом началась железобетонная тундра . Скорость упала до 25 км в час. Долго тряслись запланированные 250 км. В финале нас ожидали сопки, редкий лес и неимоверное количество снега, в котором мы и провели остаток ночи. Откопали снегоходы и в 3 часа ночи решили ставить лагерь. Сил хватило только поставить палатку, печку, генератор. Ужин или завтрак перенесли. В целом прошли около 250 км, лишнее все оторвалось нужное утряслось. Команда в порядке. 6 марта, будем готовиться к новому переходу.
6 марта. К обеду собрали лагерь. С погодой повезло сегодня -24 солнце, небольшой снег, штиль, редкое явление в этих местах. Пока сворачивали лагерь, Андрей Прудников разведал выход из снежной ловушки. Ночью все по другому в свете фар. Сделали вывод в очередной раз: в таких местах, если застала ночь, ставим лагерь и отдыхаем, ждём утра. Вышли на реку Большая Хета и по ней дошли до небольшого гостеприимного посёлка, где и решили заночевать. Рано утром 7 марта планируем выйти на Дудинку, до неё около 220 км. Местный жители говорят, что маршрут накатан. Рассчитываем вечером быть у наших друзей на Таймыре.
7 марта. Вышли пораньше. -32 показывает температурный датчик. Наш маршрут прошел по зимнику. Машины там ходят редко, иногда и след можно потерять. Пересекли границу Таймыра и почти сразу увидели диких оленей. Большое стадо выскочило прямо на нас. Очень красивые животные. Сегодня удалось «посмотреть по сторонам», в солнечный, безветренный день, Ямал и Таймыр - ПРЕКРАСНЫ! Мелкая поломка одних саней задержала нас почти на час и мы пришли в Дудинку уже затемно. Алексей Быстров, наш друг и участник экспедиции встретил нас, как всегда, очень тепло. Завтра рабочий день. Надо переехать в Норильск. На снегоходах это невозможно, хотя расстояние небольшое около 90 км.  Знаю, что в Дудинке есть очень хороший краеведческий музей Таймыра. Очень хочется побывать, но завтра 8 марта, вряд ли он работает. В музее храниться мамонтёнок Женя, найденный на Сопочной Карге.
8 марта. Полный рабочий день. С утра загрузили четыре снегохода и сани четыре комплекта. Поехали в Норильск район Талнах 120 км. Талнах расположен у подножья горы Сабля высотой 600 метров. Очень красивое место. К вечеру были на месте. В Дудинке снегоходы и сани грузили краном, в Талнахе разгружали вручную. Просто нашли подходящий сугроб по высоте машины и столкнули на него сани, снегоходы своим ходом спустили. Снег в Норильске это отдельная тема. Такое редко увидишь. Улицы это тоннели прорезанные в снегу. Высота сугробов и отвалов достигает 3-4 метров. Сложно представить сколько сил положено на расчистку города. Местные жители говорят, что в ноябре, декабре выпала ВОСЬМИ!!!  месячная норма осадков. Весь день погода ясная, без ветра -30. Праздник у нас прошёл наоборот. После прибытия, вечером, супруга Виктора Наталья угостила нас праздничным ужином. Мы дружно подняли бокалы за наших женщин. Завтра ещё один день подготовки и важное мероприятие. Ученики одной Норильский школы пригласили нас в гости. Поедем знакомиться.
9 марта. С утра доделали мелкие дела с техникой. В час заявились в школу, как договаривались с заместителем директора. На встречу с детьми пришлось идти в снегоходных ботах и штанах. Джинсы остались в машине.  Преподаватели с пониманием отнеслись к нашей ситуации, сказали, что так даже круче. Встреча удалась. Сначала посмотрели прошлогодний фильм про остров Расторгуева, затем мы рассказали про своё хобби. Потом ребята стали задавать вопросы. Прервал наше общение звонок на следующий урок. Вечером заправили снегоходы. Завтра ждём Алексея из Дудинки и к выходим к острову 11 марта.
10 марта. Вся команда в сборе, все собрали, упаковали, приготовили. Готовы завтра выйти к острову. Сложный и длинный маршрут с участниками из разных городов, накладывает отпечаток на организацию похода. Небольшие задержки неизбежны. Ещё SMS-сообщение от МЧС немного испортила настроение: «По данным СУГМС: 11 марта на юге Таймырского МР ожидаются порывы юго-западного ветра 18-23 м/с, низовая метель.» Решили проснемся утром, если погода будет-двинем в путь.
11 марта. Выехали около 11 утра. Старт прошел не совсем гладко, начал греться 1 снегоход, немного задержались. Прошли почти 200 км. Остановились на ночлег в рыбацкой избе около речки Мастах-Сала. День очень неплохой, только очень холодный -33 -34 градуса, местами хороший ветер. Замерзли некоторые приборы, в том числе и наш трекер. Завтра в Норильске по прогнозу порывы ветра 27 м/с. Надеюсь нас не застанет шторм. Наш маршрут проходил проходил по краям Хараелахских гор. Солнечный день делает пейзажи нереально красивыми. Из обитателей снежной пустыни встретили очень красивую лисицу, немного покормили ее. Совсем не боялась нас. Завтра должны пройти еще 250км, по плану должны ночевать в поселке Волочанка. Там нас ждут. У команды все хорошо Настроение позитивное.
12 марта. День начался с неприятностей. Вышел из строя наш спутниковый терминал. Остались без почты, но есть запасной спутниковый телефон и SPOT-трекер. Выспались и взяли курс на поселок Волочанка. Все-таки нас застала пурга. Один час ехали с нулевой видимостью, 5км/ч. Потом выглянуло солнце и погода наладилась. Половину пути прошли по рекам и озерам. К вечеру были в Волочанке. Волочанка - место проживание самого древнего народа Арктики - Нганасан. И самого молодого народа - Долган. Остановились у Дениса Теребихина - интересный человек! Волочанка это центральная точка Таймыра, поселок стоит на крутом берегу реки Хета. Завтра в планах посетить ферму Дениса. Всю завтрашнюю заметку мы посвятим Денису, который приютил нас!
13 марта. Вчера чинили коммуникацию. Сейчас наших голосовые сообщения принимает Володя UA9LLD/N. Публикует их и рассылает в виде писем по заданным адресам. Так будем поступать и дальше. Сегодня день ремонта, заправки топлива, экскурсий и отдыха. Ремонтируем вариатор Алексея Быстрова. Далее экскурсия на ферму овцебыков Дениса Теребихина. 10км от Волочанки. Погода -25, начал дуть сильный ветер. Переживаем за прогноз, уже который день обещают сильную пургу. Наши планы идти завтра в Катырык - 280км от Волочанки. Экскурсия на ферму, где Денис разводит древних животных Арктики - овцебыков состоялась. Сильная пурга, которая началась утром не помешала нам взглянуть на небольшое стадо животных. Возвращались с фермы уже по навигатору, видимость нулевая. Местные говорят, пурга будет 3 дня. Надеемся на лучшее! В команде все хорошо больных и грустных нет.
14 марта. День не наш. Встали рано, в 8 утра были на выходе из поселка. Пурга не прекратилась, но ехать можно, через километр снегоход Виктора заглох, по признакам прекратилась подача топлива. Как не пытались отыскать неисправность на месте - не смогли. Приняли решение вернуться в Волочанку. В поселке нашли неисправность, устранили. Надеемся завтра удастся выйти. Путешествуем уже почти две недели, а до Острова еще 1000 км. Такие периоды у нас бывали и раньше, мы сильно не расстраиваемся.
15 марта. Вышли из Волочанки в 8 утра. Погода -33, пасмурно, метель. через 2 часа пути лопнул шток амортизатора на снегоходе Андрея Моисеева. Опять не везет… Поставили снегоход на сани(пену) и продолжили путь. Не смотря на поломку дошли достаточно быстро. Около 19 местного времени были в поселке Катырык шли все время по реке Хета и ее притокам. Хмурый день и белое молоко не добавили красивых пейзажей в нашу картинку. Видимость 50 метров всю дорогу. Сложный рельеф выдался у нас в этом путешествии. Лес, множество рек, озер, оврагов, пухлый снег меняется на бетонный снег, уложенный синими застругами, получаем новый опыт. Завтра утром выдвигаемся в Хатангу. Осталось пройти 140км, вечером должны быть в Хатанге.
16 марта. Катырык оставил у нас очень положительные эмоции. Основное население - Долганы. Вечером пришли поговорить с нами целыми семьями. Принесли рыбы в подарок, поселили в избу. Утром, заправляясь топливом, заметили, что поселок очень чистый. Несмотря, на то что все заметает снегом в этом краю, выглядят домики очень уютно. Одним словом, живут здесь отличные, хозяйственные люди. Сумели организовать тепло в таком суровом климате. Вышли около 11 утра. -37 ясно, яркое солнце. Дорога между Катырыком и Хатангой укатанная, в такую погоду ехать одно удовольствие. - 37 с ветром и навигатор замёрз сообщил, что критическая температура и отключился. Погрели за пазухой - заработал. За 50 км до Хатанги доплюнула правая пружина в задней подвеске снегохода Игоря Знаменского. Каждый день какая-нибудь мелочь случается. Поломка не критическая снегохода может двигаться, поставили за ним более легкие сани и не сбавили ход. 160 км прошли очень быстро, 6 часов. К вечеру были в Хатанге. Встретили нас, помогли определить снегоходы в тёплый гараж, сами в гостиницу. Завтра будем ремонтировать снегоход Игоря, и нас снова позвали в школу. Встретимся с местными школьниками, расскажем им про наше хобби. Решили показать им наш фильм про остров Виктория RI1F. Здесь никого не удивишь снегоходами и северным сиянием. Покажем им море! Говорят здесь есть музей вечной мерзлоты. Если получиться, с удовольствием посетили бы. До острова осталось 500 км.
17 марта. Насыщенный день. Ремонт снегохода Игоря, встреча с детьми в школе-интернате, заправка топливом. Вроде все успели, закончили уже поздно вечером. Завтра выйдем к острову. Таймыр продолжает удивлять нас. ⁃ Как работает северный телеграф: Около Волочанки мы видели одинокого волка. В посёлке сообщили местным жителям о нем. Вчера вечером к нам подошла женщина в Хатанге и сообщила, что охотники взяли этого волка, передала нам спасибо, что сообщили. 400 км от Волочанки до Хатанги, интернета вроде нет, а новости приходят. ⁃ Вчера когда двигались из Катырыка, на снегоходе Александра Семенюты открутилась антенна УКВ связи между снегоходами. Стальной штырёк 1 м. Естественно она потерялась. Сегодня, когда обедали в кафе к нам подошёл мужчина и спросил не теряли ли мы небольшую антенну. Удивлению нашему не было предела когда он принёс Сашину антенну! Сказал, что нашёл ее 10 км от посёлка Катырык. Оказывается не такая бескрайняя тундра. ⁃ Третий раз мы меняем запчасти на наших снегоходах и жители, которые находят нам запчасти, не берут деньги. Говорят просто верните нам такую же. Везде получаем помощь и участие. Хорошие и добрые люди нам всегда встречаются, многому у них учимся. Остался один рывок до Большого Бегичева одна ночевка. Мороз пока не отпускает утром в Хатанге -39 с ветром. В гостинице предупредили- по ощущениям -54. Ни кто из нас не болеет, настроение в команде заметно улучшилось.
18 марта.  Из Хатанги вышли поздно, около 11 утра. К 16:30 дошли до поселка Новорыбное, это 160 км. Заправились и решили идти дальше, до поселка Сындасско, это около 300 км. Погода солнечная, примерно -33.  Сто километров от Хатанги — лес пропал, и нас окружает привычный арктический пейзаж: белое безмолвие и сопки. Успели отойти от Новорыбной 5 км, как снегоход Андрея Моисеева отказался ехать дальше. Поломка серьезная — вышла из строя коробка передач. Решение простое: оставляем снегоход под присмотром в Новорыбном и идем дальше на шести снегоходах, Андрей едет пассажиром. Стемнело, похолодало до -38, и мы, выйдя на лед Хатангского залива, попали на жесткие и большие заструги. Прыгали по ним почти 80 км до 3 часов ночи. Ночью пришли в Сындасско. Нас ждали, накормили и разместили на ночлег в местном клубе. О большем мы и мечтать не могли. Утром обнаружили 2 поломки. Отломилось крепление амортизатора на снегоходе Андрея Коробейникова и бензонасос на снегоходе Андрея Прудникова. Обе поломки были вызваны тяжелыми условиями хода, это настоящее испытание для наших машин.
19 марта. Утром устранили все поломки, погода не меняется, снова -37 и солнце. До острова осталось совсем немного, 200 км. За день мы их не пройдем. Самый сложный участок — от мыса Нордвик до острова Большой Бегичев. Встреча с местными охотниками помогла нам скорректировать маршрут. Узнали историю названия поселка Сындасско. Оригинальное название произошло из двух слов — "Сын Дасски". Это человек, который здесь жил, потом название немного изменили и получилось Сындасско. Это крайний населенный пункт в восточной части Таймыра. Больше до Якутии нет поселков. За день в клубе, где мы разместились побывала добрая часть поселка. Принесли местные угощения, подкопченную рыбу, мясо оленя, свежую рыбу. Говорят к ним не часто заглядывают гости в поселок. Такую корюшку как здесь мы не встречали — королевский размер. Немного достается команде в этот раз, поломки, мороз, задержки, но никто не унывает, цель становится ближе, к вечеру нам повезло. Сегодня мы встретились с хозяйкой острова Большой Бегичев — Степанидой Киргизовой. Она сезонно работает на острове со своим мужем. Степанида рассказала нам о дороге на остров, о базе, которую они организовали. Оказывается, база неплохо обустроена, есть даже интернет. Пароль от него Степанида нам дала. Вот так наша задержка в Сындасско дала ценную информацию из первых уст. Завтра выходим на Большой Бегичев!
20 марта. Вышли из Сындасско рано, около 8:00 утра. Шли по Хатангскому заливу, иногда по берегу. Двигались почти по прямой, держали курс на п-ов Юрюнг-Тумус. Прошли мыс Косистый с заброшенной тропосферной станцией связи. Огромные антенны станции видно очень далеко. Около 16:00 были в заброшенном поселке Нордвик. Дошли без приключений. Вышли на берег п-ва и перед нами открылось бесконечное поле торосов, мы не встречали таких. Местные говорили, что между п-ом Юрюнг-Тумус и островом Большой Бегичев огромные торосы по 3-5 м. Но когда мы увидели их своими глазами - дар речи пропал. Вчера была очень важная встреча с хозяйкой острова. Она нам сказала, что ее муж был на острове 7 марта. «Должен остаться след, если вы его найдете, то точно попадете на остров» - сказала она. Мы его нашли, с трудом, но нашли. Несколько раз теряли, искали пешком и шли дальше. От берега до острова — 24 км напрямую. Из них 17 км - линия торосов. Четыре часа мы шли до острова. В 19:30 замыкающий снегоход зашел на берег Бегичева. Ура! Мы на Большом Бегичеве. Через 2 часа мы были на базе оленеводов. Степанида вчера разрешила нам расположиться здесь. Мы сегодня много раз поблагодарили эту добрую женщину. И первый тост ребята подняли именно за нее. Без инструкций Степаниды мы бы вряд ли прошли эти торосы. Натопили 2 небольшие избы, чтобы только переночевать. Завтра будем разбивать лагерь, ставить антенны, скоро выйдем в Эфир!
21 марта. Выспались, около 8 утра были на улице, температура -35. В этом походе мы почти не видели температуру выше -30 градусов. Небольшие проблемы с генераторами и печкой: от мороза и тряски лопнули топливные шланги. Отремонтировали. К вечеру у нас поставлена рабочая палатка, работает дизельная печка, генератор, стоит одна антенна и отогревается вся аппаратура. В планах до полуночи начать собирать Yagi и GP.
22 марта. Погода не меняется -37 солнечно, нет ветра. Такая погода-это лучше чем тепло и метель, мы так решили. Сегодня до конца обустроили лагерь. Запаслись дровами и углём, во всех помещениях, где мы находимся, тепло. Надули две палатки в одной разместили всю радиоаппаратуру, вторую пришлось свернуть, не хватает ресурсов топить ее. Собрали три антенны, вышли в эфир к вечеру наработали 800 QSO. В команде у нас четыре радиолюбителя и три путешественника. Путешественники взяли на себя все бытовые заботы дрова, приготовление пищи и воды. Конечно они помогают ставить нам антенны, но собирать приходиться вчетвером, поэтому работает в эфире у нас пока один оператор. Андрей Прудников попробовал дойти до соседнего острова Преображение, не дошёл 3 км , торосы. Александр Семенюта приготовил отличный ужин: шурпа из оленины и куриные крылья, Саша замечательный повар. Настроение хорошее. Пока нас не беспокоят белые медведи. Видели недалеко несколько следов волка, Оленеводы говорят, что на базу, где мы остановились, не приходят хищники, но мы не расслабляемся. Андрей Прудников, когда катался, видел много овцебыков. Надеемся и мы увидим этих древних животных.
23 марта. Сегодня закончили монтаж всех антенн, около 11 GMT снова вышли в эфир. Теперь все время будем в эфире, лишь бы прохождение не подвело. Ночами небо полыхает северным сиянием и в эфире как будто выключили выключатель. Сначала станции идут с сильным эхом, потом вообще пропадают. К концу суток подойдем к отметке 2000 QSO.Сегодня очень яркое солнце, -30, потеплело,, ветра нет. Почти весь день провели на улице. Время на острове летит незаметно, много дел: заправили генераторы, заправили дизельную печку, напилили, накололи дров, собрали уголь набрали снега для воды и потом все снова по кругу, в перерывах радио. Сегодня, хозяин базы сообщил, что возможно скоро приедет охотиться на волков. Интересно будет познакомиться с ним. В команде все отлично. Здоровье и настроение у нас на все 100%, как и положено отдыхающим на курорте моря Лаптевых.
24 марта. С утра день не задался да и прошедшая ночь не принесла радости радиолюбителям. Диапазоны 160-80-40 молчат честно давали общий вызов в пустоту переодически всю ночь. Утром затихли вообще все диапазоны и только после обеда ( местное время GMT+9) стали появляться станции с восточного направления. К вечеру открылись 20,17,21. Сутки постараемся завершить на отметке 4000 QSO. Не оставляем надежду на НЧ будем дежурить. Погода -32 солнце, нет ветра. Немного поснимали квадракоптером лагерь и решили найти главную достопримечательность остова Большой Бегичев- овцебыков. Уже под вечер свободные от вахты радиолюбители и путешественники поехали на фотоохоту. Решили, если найдём снимем с квадракоптера. Через пару часов поисков увидели небольшое стадо. Арктика, здесь чёрную точку видно очень хорошо и далеко. Подъехали поближе и нам повезло! Квадрокоптер не отказал на морозе и солнце не совсем село. Вроде кадры удались. Коротенькое видео здесь:https://www.instagram.com/p/CMzchG_DllH/?igshid=1kfc5.. Мощные животные. Местные говорят, что волки обходят их стороной. Мы подъехали достаточно близко и двое самцов уверенно вышли вперёд, заслонив собой остальных никто не побежал при виде снегоходов. Сделали несколько фото и мирно расстались. Андрей Прудников вчера нашёл проезд на соседний остров Преображения. Там была полярная станция, около 30 км от нас. Решили завтра съездить туда. Вот так неважно начавшееся Утро было компенсировано хорошими событиями вечером. Вся команда в порядке, никто не болеет.
25 марта. Сходили на соседний остров Преображения маршрут 57 км. в одну сторону. Посетили заброшенную полярную станцию, открытую в 1936 году. Красивый остров, дорога к нему от острова Большой Бегичев через торосы 15 км на прямую. Прошли без потерь. Нам всегда грустно смотреть на брошенные дома, объекты быта. На память взяли немного книг из библиотеки полярной станции. Игорь Знаменский когда то нашёл старую печать именно этой полярной станции. Этот факт и подтолкнул нас к поездке на Преображения. В здании метеостанции, в торжественной обстановке, Игорь «Погасил» past QSL. Объехали остров, много следов белого медведя. Это их вотчина, 300-500 метров от острова открытая вода, кругом торосы лучше для них места и быть не может, кормятся у воды, спят в торосах. К концу суток будет около 5500 QSO. Погода пока не меняется -32 без ветра. В лагере все хорошо. Завтра, скорее всего, начнём собираться в обратную дорогу. В эфире будем работать до последнего момента, как обычно.
26 марта. Решили сворачивать лагерь. Завтра хотим выйти в обратный путь. Засветло пройдём торосы и к вечеру должны быть в Сындасско. Не теплеет у нас на острове. -32 упорно держится, немного отпуская днём, когда светит солнце. 6913 QSO более 4000 уникальных позывных. Второй год мы ошибаемся с диапазонами 160-80 м. Не можем здесь, в восточной Арктике, поймать прохождение. Повезло только в 2017 году на острове Виктория RI1F. Все собрали уже глубокой ночью. В команде по прежнему все ОК!
27-29 марта. Прошли 500 км. Сейчас команда в Хатанге, один день ремонта и 30 марта идём дальше. По традиции мы завершаем вести дневник экспедиции, когда команда начинает разъезжаться. Так как, один снегоход неисправен, Андрей Моисеев 31 марта летит в Норильске самолетом. Шесть участников идут дальше до Норильска и на Ямал. Трекер по прежнему работает. Мы благодарим всех, кто помогал нам в пути и ждал нас в эфире. 73!

Путешествия радиолюбителей по арктическому побережью, островам – фото, видео и дневники прошедших и предстоящих экспедиций | 'Легенды Арктики' ©